Выпуск 19. Экватор года: о зависти, языке времени и силе нежности

Ровно два года назад я отправила вам первый выпуск Творческих новостей.
Первой иллюстрацией стала граффити-картина на стене моего двора ко Дню рождения Экзюпери: «Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся. Наверное, затем, чтобы каждый смог отыскать свою». Теперь там красуется танк с красной звездой…
Мой любимый Сочи так же лишился визитной карточки – граффити «All You Need is Love». Теперь там герои Молодой гвардии на стене, а художники просят дать им возможность перенести любимый всем городом портрет Битлов на другую стену.
В Инстаграм: здесь и здесь.

Мне всегда нравилось писать вам эти ежемесячные письма: как список прочитанных за год книг позволяет понять, как он прожит, так и рассылка новостей за месяц возвращает к пониманию смыслов и мыслей прошедшего месяца.

Но, наверное, в ближайшее время мои Творческие новости поменяют формат, потому что большинство СМИ, пишущих об искусстве, литературе и творчестве объявлены в РФ  иноагентами западной либеральной культуры. А поскольку я исповедую идеалы свободы слова, то начну либо переводить вам запомнившиеся статьи из мировых журналов об искусстве (я начинала как переводчик-синхронист, будет повод – возродить свой английский), либо пересказывать лучшее, что без VPN не удастся прочитать, либо соберу, наконец, Синематеку – будет не только пополняемая библиотека книг о творчестве, но и фильмов (я много работала на разные киножурналы как обозреватель, фильмов накопилось много)…


А СМИ теперь кишат заголовками о России как о «стране ресентимента»
(или зависти, если по-русски).

Кьеркегор называл французским ressentiment «злобу посредственностей на тех, кто отваживается выделяться из толпы», а Ницше «злобу рабов на господ».
Или вот, Макс Шелер (1913 год) по поводу русской культуры, которая сегодня переживает «синдром отмены» на западе: «Ни одна литература так не переполнена ресентиментом, как молодая русская литература. Книги Достоевского, Гоголя, Толстого просто кишат героями, заряженными ресентиментом. Такое положение вещей — следствие многовекового угнетения народа самодержавием и невозможности из-за отсутствия парламента и свободы печати дать выход чувствам, возникающим под давлением авторитета».

 О национальной зависти и чувстве реванша есть прекрасная статья «Это – война!» Томаса Манна на Горьком.

«В статье есть много такого, что опережает события как на годы, так и на десятилетия. На годы — осознание того, что немецкий народ «очень долго будет переносить лишения, истекать кровью и терпеть год за годом, потому что истеричный проходимец видите ли возвратил Германии честь, а народ с заново обретенной честью позволяет обращаться с собой и обращается с Европой так, как это делает Германия — так и никак иначе».

На десятилетия же опережает картину мира описание двух альтернатив, стоящих перед человечеством: союз наций, конфедерация государств, в первую очередь европейских, в которой каждая страна должна поступиться частью государственного суверенитета ради общего процветания, и, с другой стороны, наглухо застегнутые «автаркии» — имперские «жизненные пространства», наподобие «германского мира», которые, в постоянной конфронтации с другими полюсами геополитики, должны жить в режиме тотального самообеспечения. Разумный выбор в этой альтернативе кажется самоочевидным, однако снова и снова оказывается под вопросом потому, что находятся страны с недореализованными амбициями, считающие себя обиженными, униженными, оттесненными на обочину существующим миропорядком».

+ Моя рецензия на фильм «Корабль дураков» (об истоках фашизма) в ЖЖ и для Синематики

Да, не только Земля – круглая, но и история, к сожалению, идет кругами, и сейчас мы переживаем не самый лучший ее виток…

 

Поэтому сохраню здесь «стенограмму» статьи из двух интервью психолога Григория Мисютина и философа Олега Аронсона  «ОТКУДА БЕРЁТСЯ ЗАВИСТЬ?»

 «Мир зависти накрепко связан с европейской рациональностью, с культурой созерцания и рефлексии».

«Зависть нужна, чтобы научиться себя понимать, стать импульсом для исследования своих ценностей».

«В зависти мы обнаруживаем след, ведущий нас к архаическим и хтоническим силам, в которых жизнь проявляет себя в виде мести и предельной жестокости. Подобно тому как из ритуала жертвоприношения рождается театр, так и месть, гуманизируясь, превращается в зависть. И здесь важно не столько пытаться представить мировую культуру без зависти (это важная, но не универсальная ее составляющая), сколько научиться различать зависть и соперничество, зависть и ревность, наконец, зависть и ресентимент (от фр. ressentiment — бессильное злопамятство, вытесненный момент собственной ущербности), который, как полагал Ницше, лежит в основании всех нынешних ценностей».

 «Мир искусства в гораздо большей степени зависим от тщеславия, чем другие сферы деятельности. И хотя сегодня искусство радикально изменилось, а тщеславием заполнены скорее массмедиа и политика, по-прежнему всё, что нужно художнику, — это похвала и даже примитивная лесть. Конечно, это нужно и обычному человеку, но все же не в таком объеме». 

«Зависть непродуктивна, но в творчестве есть дух соперничества… Мир искусства — заповедник зависти. Он весь наполнен фальшью ресентимента».

«Там, где общность превалирует над индивидом, там чувство зависти оказывается ослабленным и неуместным».

 Иными словами, чтобы искоренить зависть, нужно убить и дух творчества, и индивидуальность, а также все наши мечты и стремления…


А в нашем Митинском парке деревья соревнуются в цветении и ароматах. Давно не помню таких невероятно красивых излёта весны и начала лета – деревья как облиты цветами, и один цвет переходит в другой – белая пена дней… будто в последний раз стараются. Экватор года…

Получаю письмо от давнего клиента агентства «Творческие решения» (а теперь уже близкого друга, по происхождению одессит, живёт в Иерусалиме) со словами: «перестань мучить своих украинских друзей письмами, а то скоро они начнут писать тебе встревоженные утешения: «Ты жива? Вырвалась из-под обстрела новостей на воздух? Когда последний раз видела небо?»

Я больше не пишу писем, зато написала антивоенную повесть в письмах и фотографиях.

«Повесть не будет опубликована, но для меня важно её написать. Это страшное, странное время требует времени на его переосмысление: посмотреть на события первых дней – с расстояния лет. И хотя сейчас мир видится фрагментами отражений чужих мнений-мгновений сквозь витражи, как в хаосе калейдоскопа, я знаю, что записать их важно: со временем память сотрёт все детали – а дьявол, как известно, кроется в них.

… Но на самом деле я просто творю свою территорию нежности», – финальные строки. Я пишу это – чтобы сохранить в живых всех, кого буду любить, несмотря ни на что, потому что никто из нас не способен предвидеть финала трагедии: нас не учили верить в абсурд…

Повесила над рабочим столом табличку «НЕНАПИСАННОЕ – НЕ ПРОЖИТО», стараюсь вести дневник и писать вам письма!

 


А ещё я обновляю список чтения:

«Скорбь Сатаны». Мария Корелли

«Ваша книга не истекает из внутреннего искреннего убеждения, и в этом лежит тайна вашей неудачи. Каждый читатель ясно видит, что вы не верите тому, что пишете, а труба бессмертной славы звучит лишь для искренних писателей».

Эту книгу я бы назвала утешением тревожных дней и «дамским романом», но ее мне посоветовал человек, чьему мнению я доверяю, поэтому читала-читала, чтобы прийти в себя и отвлечься, а нашла массу пересечений с сегодняшним днём. Мысли об издательском деле и писательской славе воистину неизменны – звучат актуально, как никогда, а книга 19 века… Где-то роман напомнит вам «Мартин Иден», а где-то «Доктор Фаустус».

Меня привлекла и биография автора: «Мария Корелли – псевдоним легендарной английской писательницы Мэри Маккей, возникший благодаря ее увлечению Италией. Сочинив себе биографию и придумав итальянского князя в качестве настоящего отца, писательница прожила свою жизнь в ореоле мистификаций. Ее книги, благодаря теме мистики и созданному ей самой таинственному образу автора, били все рекорды популярности в Англии конца XIX века».

Вспомнилась одна встреча с театральным режиссёром в далёком уже 2016-м.

«– Я не занимаюсь продвижением пьес. В театре, как и в кино, всё решают личные связи. А у меня нет близких знакомых нигде в этом мире.

–  И всё-таки… давайте встретимся!»

На встречу пришёл человек-оркестр, сам чем-то напоминающий внешностью Сына Утра, предложил написать роман в соавторстве – не написали, конечно же… я просто не умею жить чужой жизнью – пишу свою.

Но от встречи осталась творческая хитрость, которая, думаю, поможет многим прорваться: «Пиши роман – как автобиографию, а автобиографию – как роман». С одной стороны – честность и «дьявол в деталях», с другой – никому не интересно, по каким улицам ты ходишь и что ешь, биография должна быть захватывающим опасным приключением, а лучше – преодолением самого времени.


+ Две статьи о ЯЗЫКЕ и ЛИНГВИСТИКЕ

«Доверие и взаимопомощь … могли послужить основой для возникновения языка. И это наталкивает на мысль, что наша склонность к сотрудничеству и взаимовыручка — ключ к проблеме происхождения языка, и наоборот, отсутствие того и другого можно рассматривать как основную причину бессловесности прочих обезьян»

«Игра между языком, словом и миром» на Горький.Медиа

 Споры лингвистов: на каком из существовавших языков говорил Адам, какой язык считать лучшим, а какой и вовсе заслуживает того, чтобы признать его «божественным».

На New-О-Чём

 


И о Времени: Managing the Elusive Notion of Time, In Person and Online

«То, что мы называем временем, на самом деле состоит из двух разных субстанций, пишет блогер Мегуми Демонд. Первая — это реальное время, которое измеряется изменениями нашего тела и предметов вокруг нас. В этом времени с нами происходят физические перемены, в нем мы по-настоящему живем и умираем. Но еще есть второе время, сотканное из наших воспоминаний, фантазий, желаний и планов. Блаженный Августин называл такое время свойством ума. Чтобы жить в реальности и сохранять свою личность, нужен тонкий баланс между реальным и воображаемым временем»… 

…Поэтому сейчас так важно вести дневники и писать друг другу глубоко личные письма. Всё это – машина времени.


Я хочу сказать спасибо всем авторам нашего первенца – сборника прозы «Симфония судеб»: именно ваши встревоженные письма «будет ли сборник?» и ощущение, что меня ждут на другом берегу, помогло мне подниматься каждое утро со дна отчаяния и продолжать поливать наш маленький сад!

И СПАСИБО ВСЕМ, КТО НАС ЧИТАЕТ! (нас уже больше, чем Малый Театр!)

Напоследок нарушу традицию «без фото, только тексты» из благодарности и пошлю вам наши рыжие морды в цветах предстоящего лета – да, потому что сейчас так важно писать личные письма.

 

И я обновила Список мест Вдохновения, прибавилось озеро закатов в Карелии,
уезжаю туда до конца лета, потому что  «Быть человеком – это не про технологии» 
и уж точно не про зависть или вину за мир, который живёт не твоими ожиданиями.

 Вдохновения нам всем в это непростое, но необычайно красивое лето!


К ДРУГИМ НОВОСТЯМ

  

Мои книги | Подписаться на новости | Архив писем | Поблагодарить
close
Поделиться:

Добавить комментарий