Вдохнуть жизнь в слово: о прозе Михаила Полюги

«Жизнь человека выражается в отношении конечного к бесконечному», — этой формулой И.Бунина можно описать и прозу Михаила Полюги.

В современном мире жизнь, смерть, любовь, ненависть… —  всего лишь слова, и в наш скоростной, перенасыщенный информацией век мы привыкли смотреть на всё поверхностно: миллионы жизней проходят и обрываются у нас на глазах. СМИ подкидывают «горячие» сюжеты, современное искусство стремится не отставать. Чаще всего мы спрашиваем себя: «Как стать успешным?», нежели: «Кто есть я? Какой я человек?». Но куда мы хотим успеть, если не можем найти своё место в мире, предназначение, а вместо этого живём по чужим «глянцевым» меркам, в обществе «подмены ценностей и понятий»?

Литература сегодня, наверное, единственный врачеватель сознания. Не остросюжетная беллетристика, а именно литература, сохранившая верность традициям. Литература, поднимающая извечные вопросы бытия и обращённая к человеку духовному.

В прозе Михаила Полюги высшей ценностью становится простая человеческая жизнь, состоящая из слов и поступков. Его герои и есть мы сегодняшние с нашими сиюминутными проблемами и заботами —  и мы «вечные», унаследовавшие от предков неутолимое желание разгадать смысл сущего. Человеческая судьба складывается из только на первый взгляд незначительных фрагментов, и стоит научиться всматриваться в суть вещей, потому что каждая встреча в нашей жизни не случайна, а все события, так или иначе, оставляют след.

«…он стал задумываться о своей жизни: все ли в ней было правильно, по тому ли пути он шел, и если не по тому, то как сложилась бы другая его жизнь? С некоторых пор его прельщала так называемая «теория параллельности», согласно которой у каждой судьбы есть несколько параллельных вариантов и путей, которые, в свою очередь, разделяются и двигаются параллельно после каждого последующего шага. Он даже определил для себя отправные точки, когда выбор дальнейшего движения мог оказаться иным, и принялся прикидывать так и эдак, чего бы он добился, живи иначе…».

Книга рассказов «Ребро Адама» — шестая книга прозы автора. Если читать поверхностно, то эта книга о любви к женщине. Но проза Михаила Полюги глубока и многогранна, его женщина становится метафорой вселенной. Через любовь и ненависть к ней мужчина познает не только законы человеческих взаимоотношений, но и законы существования в мире. Такая любовь становится мировоззрением, а смысл жизни видится в поиске гармонии и счастья.

«— Он сказал: мир вам! Какой благодатный мир!

Я же, соглашаясь с нею, долго еще думал и вспоминал иное: как в купальне она спускалась по дощатым ступеням к воде, как окуналась в святую воду — в разгар зимы, в декабре! — и была потом так счастлива, что даже не ощутила озноба. И еще вспоминал, как выходила она из воды — и в самом деле точно облитая серебром, — и как я, словно впервые осознавая дарованную мне свыше ослепительную наготу, сказал себе — ее же словами:

— Мир вам, и этот мир — ты!»  

Но чтобы отыскать свой мир, своё счастье, читатель вместе с героями Михаила Полюги проходит через беспощадную переоценку ценностей. Отвечает себе на вопросы: Что такое человек, почему он несчастен, нелюбим, почему он любим не так, как ему хотелось бы, почему нередко жизнь ближе для него к тоске, чем к радости? Что есть для него любовь, одиночество, измена, жизнь и смерть?

В книгах, как «Ребро Адама», не просто читают чьи-то истории, в них узнают себя. В таких книгах живут и взрослеют, и дочитывая до конца, чувствуют себя если не прозревшим, то проснувшимся к новой —  своей, а не навязанной кем-то, жизни, где «большое видится в малом», а высшей ценностью становится умение любить, ведь только став частью целого, став частью мира вокруг и жизни близкого человека, мы обретаем в себе бесконечность.

Прозу и поэзию Михаила Полюги также можно читать в литературных журналах: «Зарубежные задворки» (Za-Za, Дюссельдорф, Германия), «Студенческий меридиан», «День и ночь», «Тет-а-Тетерів», «Київ», «Бердич».

Его роман «Прискорбные обстоятельства» вошел в короткий список Бунинской премии в 2015 году.

Рецензия подготовлена в редколлегии издательства Za-Za Verlag
и литературного журнала «Зарубежные задворки».
Источник: литпортал МЕГАЛИТ 

close
Поделиться:

Добавить комментарий