Выпуск 9. О внутренней свободе и творческом мышлении

Я сейчас пишу статью-эссе-размышление – как рисунок по точкам: о творческом пути через повороты личных кризисов и преодоления среды, переосмысления – пересоздания себя заново.   

 А пока предлагаю свой улов статей и книг на тему личной и творческой свободы:

Уважать авторитетные мнения или искать свою правду?
(Об изменчивой морали)

«Если смотреть на широкую картину, это означает, что у нас мало сознательного контроля над нашим пониманием правильного и неправильного.
То, как мы склонны думать о добре и зле сегодня, отличается от того, как мы думали когда-то, и, если верить тенденциям, от того, как мы будем думать в будущем…


По мере развития культур и общества меняются и представления людей о добре и зле, однако природа этой трансформации остается предметом предположений.
Так, одни считают, что наша недавняя история — это история деморализации. С этой точки зрения общества становятся все менее чопорными и осуждающими. Мы стали более восприимчивыми к другим людям, рациональными, нерелигиозными и стараемся научно обосновать то, как мы подходим к вопросам правильного и неправильного.
Противоположная точка зрения предполагает повторную морализацию, согласно которой наша культура становится все более и более критичной. Нас оскорбляет и возмущает все большее количество вещей, а растущая поляризация мнений обнаруживает крайности в праведности».

Статья «Надо вот так: что такое мораль и как она меняется со временем» на Theory&Practice >>>


Как мыслить неординарно? (или будьте как дети)

«Большинство людей придерживаются традиционного мышления, но есть способы стать оригинальнее…
Три компонента независимого мышления работают согласованно: требовательность к правде и сопротивление навязываемому образу мыслей освобождают место в мозгу, а любопытство находит новые идеи, чтобы его заполнить»

Самое популярное эссе инвестора Пола Грэма на Reminder >>>

 


«Добропорядочной тривиальности я предпочитаю чудовищные порождения моей фантазии». О воображении «проклятых поэтов» — Шарля Бодлера и Поля Верлена

«О чем пишет Верлен в своей статье о Бодлере? Конечно, о Воображении, ведь именно Бодлер возвел Воображение на трон, назвав его «Царицей способностей». Верлен цитирует строки из статьи Бодлера «Салон 1859 года»: «Воображение — это анализ, оно же и синтез; между тем умелые аналитики, вполне способные кратко изложить свои мысли, могут при этом быть начисто лишены воображения. Но воображение не исчерпывается анализом и синтезом. <…> Без него все способности, какими бы развитыми они ни были, обращаются в ничто, в то время как слабость некоторых второстепенных качеств, если они одушевлены мощным воображением, — не столь большая беда. <…> Ни одна из способностей не может обойтись без воображения, но оно может заменить некоторые их них».

Статья к 200-летнему Юбилею Шарля Бодлера на Горький.Медиа >>>

 


Там же – потрясающе масштабное и глубокое интервью с Дмитрием Волчеком, основателем «Митиного журнала»:

(Из интервью пополните свой список множеством интересных, но мало известных широкому кругу книг)

«Совок был эпохой больших и больных идей, а сейчас государственная идеология отсутствует. Зато сегодняшняя Россия описана Чаадаевым, маркизом де Кюстином и Салтыковым-Щедриным. Это та самая «дореволюционная» страна, которой пугали советских школьников на уроках истории и литературы. Конечно, это имитация с обилием нелепостей, потому что дворянами стали бывшие сотрудники спецслужб. У них сохранились советские инстинкты, но им не нужен марксизм и стройки пятилетки. Не интересует их и литература, и, если вернуться к ситуации в книгоиздании, здесь уж точно нет никакого сходства с совком, когда свирепствовала цензура, а за чтение крамольного романа или стихотворения можно было угодить в тюрьму…

…Если бы мне сегодня было двадцать лет, как в 1984 году, я бы ничего не издавал. Я бы просто медленно ездил по миру и искал приключений…»

«Современная русская литература мала, как песочница, в которой пекут куличи несколько гениальных гномов»


А я дочитала нашумевшую «Землю кочевников» Джессики Брудер!

о современной Америке, где «ножницы» зарплат  и расходов, расслоение общества, кредиты за обучение и непомерно высокие платежи за недвижимость выдавливают людей из домов на улицу  –  жить за рулем.
(почему-то мне вечно кажется: следом будешь, всё добудешь, и надо бы подготовиться…)

Скитальцы, бродяги, беспокойные души существовали всегда. Но сегодня появляется новое странствующее племя. Это люди, которые никогда не думали, что станут кочевниками, но у которых, в силу жизненных обстоятельств, отныне все дни проходят в дороге.
«Но им – как и всем людям – недостаточно просто выживать. И то, что поначалу выглядело как последнее отчаянное усилие, превратилось в боевой клич в погоне за чем-то большим. Быть человеком – значит желать большего, чем простое существование. Надежда нам необходима не меньше, чем еда и убежище.
И дорога дарит надежду. Это побочный продукт импульса роста. Ощущение новых возможностей, широкое, как Америка. Глубокое убеждение, что грядет нечто лучшее. Оно впереди, в следующем городе, на следующей работе, в новой судьбоносной встрече с незнакомцем».

Не раз при чтении порывалась снять все свои книги с Amazon – чтобы не поддерживать концлагерь системы, но…
теперь я подписана на блог знаменитой кочевницы Эллис Лавонн: completeflake.com, и она тоже продает свои книги на Amazon…
Кстати, если читаете по-английски, то книги и блог как раз о творчестве, саморазвитии, поиске своего пути и абсолютной внутренней свободе.

Цитата из «Земли кочевников» в анонсе:  «Не сдавайся, пока не случится Чудо!»

Также хочу порекомендовать (опять ЖЖ принес) книгу – как предшественника «Земли кочевников»:
«Сердце Одинокий охотник» Карсон Маккалерс на LiveLib >>>

На этот раз в памяти всплыла пронзительная история талантливой девочки-композитора, которая музыку слышала в каждом вздохе лета и даже пианино смастерила себе из картона, чтобы создать ее… но была вынуждена «заступить на смену»:

«Какой теперь во всем этом толк? Вот что ей хотелось бы знать. Какой, будь оно проклято, толк? От всех ее планов, от музыки? Ведь она же просто-напросто попала в западню: сначала в магазин, потом домой спать, а потом опять в магазин. Часы напротив лавки ювелира, где когда-то работал мистер Сингер, показывали семь. А она только что освободилась. Если в магазине надо было поработать сверхурочно, управляющий всегда просил ее. Она дольше могла простоять на ногах и была выносливее любой другой продавщицы.
После сильного дождя небо стало спокойным, бледно-голубым. Темнота сгущалась. Уже зажигали огни. На улице гудели автомобили и газетчики выкрикивали заголовки новостей. Идти домой ей не хотелось. Если она сразу пойдет домой, она ляжет на кровать и будет реветь. Так она устала. Но если она пойдет в «Кафе «Нью-Йорк» и съест мороженого, может, ей станет легче. Покурит, побудет хоть немножко сама с собой.
Возле дверей было полно народу, поэтому она села в самую дальнюю кабинку. Больше всего у нее уставали зад и лицо. Там, в магазине, полагалось выполнять девиз: «Стой на цыпочках и улыбайся». Когда она выходила из магазина, ей долго надо было хмуриться, прежде чем лицо принимало естественное выражение…»

«Несправедливость нужды должна объединять нас всех, а не разделять.
Мы должны помнить, что это мы своим трудом производим все ценности на нашей земле».

Моя рецензия в сообществе «Что читать» в ЖЖ >>>

Я часто сейчас вспоминаю «свою офисную» поговорку: «Мои тюрьмы – мои университеты» (да, опять Верлен помог).
… и размышления на личных ретритах у зимнего моря о том, что система делает всё, чтобы максимально включить нас в «беличье колесо», чтобы мы были заняты и устали настолько, чтобы не оставалось сил на главный вопрос:«Как обрести себя и шагнуть за пределы?»
Работая в найме всегда держала в голове правило Парето 20 / 80. То есть за 20 % времени в найме нужно успеть выполнить работу «на дядю», остальное – потратим не на сплетни с коллегами, а – на развернуть монитор к стенке и сделать свой проект в сети или написать хоть пару страниц романа, – да, на работе. А еще – взять у корпорации новые знания, чтобы продать конкурентам дороже или использовать потом для себя. И только эта мысль «работа – еще один универ со стипендией» спасала от выгорания…
Кончилось, правда, тоже не очень…  Коллеги ненавидели, «дяди» ставили, как на чёрную лошадь, которая может принести миллион своими идеями, но может и разрушить всё к черту…
Потому что у каждого – свой путь, и чем раньше на него выйдешь, тем лучше.


+ новое слово от New York Times: languishing — так можно описать вялое, безразличное состояние человека, когда его ничего не радует, ни в чём он не видит смысла. Это не депрессия и не выгорание, это чувство застоя и пустоты, «когда ты путаешься в днях и будто смотришь на всё сквозь запотевшее лобовое стекло».
Энергия вроде есть, идеи, мотивы…, но сложно найти цель и ответ на вопрос «Зачем?».

Думается, так – на автомате – живут все нетворческие люди.
Сама же всегда отвечала (и продолжаю отвечать) на вопрос «Зачем?»:
«Творчество делает меня живой и по-настоящему свободной!»
Чего и вам желаю – полноты бытия и вдохновения!


А пока пишу о творческих кризисах, можно почитать статьи:


 

К ДРУГИМ НОВОСТЯМ

Мои книги | Подписаться на новости | Архив писем | Поблагодарить
close
Поделиться:

Добавить комментарий