Холодная осень, очередной локдаун, и всё чаще звучит в эфире и в письмах слово «безысходность», вполне можно было бы его выбрать словом прошедших двух лет…
И поскольку новости у всех сегодня вызывают тремор, я просто соберу здесь для вас всевозможные рецепты вдохновения и выхода – прямиком в творческий процесс.
Не все из них помогали мне, но возможно придутся ко времени и по душе вам.
Ссылки на статьи давать по обыкновению не буду (их слишком много пришлось перелопатить, а главное – многие повторяют друг друга), поэтому будет такой своеобразный внеочередной рейтинг:
Начну, конечно, со своих источников вдохновения:
- Вода и небо: море, озеро, река, пруд, облака, дождь, снег…
С первого взгляда для «человека огня» странно, но, если вдуматься, вода – олицетворение времени-вечности. Всякий раз, глядя на воду, чувствую, как внутри рождается море. Желание познать бесконечность и раствориться в первоисточнике.
Было бы здорово зимой (если отменят локдаун) днями бродить по хмурым набережным Сочи и писать в кафешках, слушая дождь и рокот волн, и снимать фильм о море.
А пока довольствуемся нашим прудом-океаном с кувшинками и одной черепахой. А называется он – Рождественский, от слова «возрождение», думаю я всякий раз, когда меня там посещают озарения.
- Письма: читателей, близких друзей, редакторов, учителей…
Когда в тебя верят и ждут на другом берегу, когда спрашивают, чем ты там так занята – отвлекись, напиши-ка нам что-нибудь, можно и океан переплыть. Именно письма от тебя ко мне, а не бездушные лайки соцсетей в надежде на взаимный following.
- Тишина и одинокие прогулки:
Когда удаётся проснуться ранним утром, то кофе с корицей – это count-down титры перед началом нового дня. 3, 2, 1 – поехали!
Приятно вслушиваться в просыпание дома: где-то открыли и закрыли невидимые двери, чьи-то шаги по лестнице вниз, тихая музыка из отъезжающей машины, коты, птицы… Лучшая музыка на Земле. Честно.
А еще я все чаще вслушиваюсь в тишину леса, потому что локдаун нас надолго всех вернул в леса, подальше от городской суеты. И мне кажется, что москвичкой я была много-много лет назад, а сейчас живу себе на маленьком острове между лесом и парком – и мне совершенно не скучно, пора домик присматривать у далекого северного моря, где кричать над головой будут лишь чайки, а не ссорящиеся в очередной раз соседи.
- Книги:
Не помню, кто из писателей посоветовал мне «книжный детокс»: мол, ты слишком много читаешь, некогда писать что-то своё. Ничего глупее не слышала: книги ко мне всегда приходят вовремя, именно те, что позволяют заглянуть чуть глубже в собственных поисках и исследованиях мира, да просто найти нужные слова или войти в «настроение». Да, в книгах проживаешь чужую жизнь, но задумайся, насколько богаче станет твоя, когда выйдешь из прочитанной книги в мир, наполненный неизведанными доселе опытом и эмоциями?
- Живопись и рисование:
Вначале было не слово, а наскальные рисунки. Первый алфавит был символьным.
Каждый писатель мечтает стать художником, но не каждому дано. Рисуем словами.
Люблю картины и выставки. Люблю рисовать. Если нужно найти выход из жизненного тупика или творческого кризиса – лучше не придумаешь. Можно смотреть, а можно переносить невидимое на лист. В процессе случаются озарения. Посещаю новаторские выставки в Москве, надеюсь, не раз еще вернуться и в Третьяковку, и в Гараж, и в Пушкинский…
Из недоступного ныне:
- Дорога:
Машина или поезд, меняющиеся картинки пейзажей за окном как по волшебству складываются в строки, главное отпустить себя вслед за ними. Калейдоскоп мгновений.
- Кафе и чужие истории:
Порой чья-то случайно подслушанная беседа за соседним столиком или исповедь «ты только об этом никому не рассказывай» ближнего – за твоим и правда стоят романа.
Из общепринятых пунктов во множестве статей для творческих людей:
- Дневники или утренние страницы, любой фрирайтинг:
Многое переосмысливается в прозу, веду с юношеских лет, вопрос только – куда их потом девать? Раньше сжигала сразу, как дописывала очередной, а теперь … накапливаю, как машину времени по принципу ЖЖ «А что ты писала в этот день в N году?», многое помогает не упустить, полезно для саморефлексии, но уже задумываешься о каком-нибудь гараже что ли на окраине города, так их много…
- Новые эмоции и хобби: если путешествие невозможно, можно хоть маршрут прогулки поменять. Или ещё – задействовать чувства, которые у вас обычно молчат. Попробовать сделать то, чего раньше никогда не делала.
Я мечтаю создать коллекцию ароматов для своей Книги Ветра (чтобы под каждую открытку был свой аромат). А на Марафоне Чудес пекла мадленки с ананасами (кто бы мог подумать, кулинария вообще не моё, но в этом и суть – создать что-то новое).
- Муза:
В качестве Музы может выступать любой предмет – подаренный или приобретённый. Лучше, конечно, купить то, о чем давно мечтал, или создать нечто своими руками. Я в свое время выкрасила акварелью унылую бежевую лампу в закаты над лесом. Теперь она и правда создает атмосферу вдохновения.
- Творческие ритуалы:
«Существуют доказательства того, что окружающая обстановка, распорядок дня и ритуальные (привычные) действия могут стимулировать работу писателя и повышать его эффективность, усиливать сосредоточенность и снижать уровень энтропии внимания. Эти факторы способны вызвать состояние потока, а не, как привыкли считать, скуку или беспокойство. Комната, время дня или ритуал, предшествующий работе, могут стимулировать концентрацию внимания, усиливать мотивацию или пробуждать определённое эмоциональное состояние. Кроме того, каждый из этих аспектов метода способен пробуждать в вашем сознании конкретные идеи, факты, планы, которые ассоциируются у вас с местом, временем, визуальным образом и другими вещами, так или иначе связанными с вашей выбранной темой и работой».
За идею голосуют Эрнест Хемингуэй, Эдгар По, Курт Воннегут, Томас Манн, Харуки Мураками…
+ Еще несколько советов от музыкантов, художников, драматургов
- Найти свои «места силы» и свою стихию – и почаще возвращаться туда.
Мне достаточно посидеть под своей яблоней, провожая взглядом облака, или зажечь свечи повсюду в доме.
- Избавиться от «мертвых лошадей».
Об этом я уже не раз писала: не тянет история на роман, зависла посередине – напишите рассказ (или отложите на время). Главное – чтобы она не тянула вас в прошлое.
- Вдохновение от чужих работ, творческий импульс, творческая среда:
Я скучаю по литфестивалям, но меня наполняют авторы моего агентства. Обмен идеями – это маховик вдохновения. И, поверьте, никто вашу идею не украдет, она просто станет своего рода фитилем для чужого вдохновения. Творческие люди видят мир каждый по-своему, чужие озарения не разжигают жажду писать ночь напролет, только – выстраданные, свои.
- Дети и животные:
Многие мои коллеги пишут сказки для своих детей и внуков, а моими героями часто становились мои собаки (и далеко не всегда в песьем обличье).
- Пристальное наблюдение за миром вокруг и метод свободных ассоциаций:
Когда нужно срочно что-то сочинить или найти креативное решение, я расслабляюсь и наблюдаю за деталями мира вокруг, спрашивая себя: что общего между задачей, которую я пытаюсь сейчас решить, и тем, что я вижу? В чём разница? Как бы думал и действовал вон тот прохожий на моем месте? – и т.д. В процессе часто случаются озарения. Вселенная, как известно, всегда отвечает на наши вопросы, нужно только суметь понять ответ, разгадать символы и знаки – и тогда кажется, волшебство входит в жизнь, а герои оживают за пределами рукописи.
- Креативные техники а-ля синектика, абстрагирование и т.д.
Своего рода игра в «Что, если?…», когда надо срочно, но не пишется.
Посмотреть на ситуацию под другим углом, найти новые (или неразвитые) «нейроны» в цепочках традиционных связей (новое применение старой вещи, искусство по опыту природы, классический пример: «липучка» – репейник и т.д.), перевернуть сюжет с ног на голову (прыгнул принц в море за русалочкой – и превратился в … акулу). Редко пользуюсь, чаще вынашиваю идеи, как ребенка, пока время рожать не подошло. Но многим подобные техники помогают (инструкций полно в интернет). Важно – задать правильный вопрос, в нем, как известно, содержится как минимум половина ответа.
- Театр: живое дыхание сцены, присутствие здесь и сейчас в истории вряд ли что-либо заменит.
Театр, это мой маленький праздник, который еще долго со мной, живет внутри.
- Кино: если смотреть сильное, экспериментальное кино, можно научиться писать по-настоящему киношные тексты, выражать то, что сложно выразить словами. Кино заставляет искать какой-то свой новый язык. «Заговорить реальность», по выражению Андрея Звягинцева.
- Разумное использование цифровой среды:
В качестве новостей и обучения. Площадки для самореализации, а не соревнований и сплетен. И развитие навыка (привычки) не сравнивать себя с другими, потому что у каждого из нас – свой путь (возможно, предначертанный свыше задолго до нашего и соцсетей рождения). Сохранит время для творчества и спасет от преждевременного выгорания.
И вот статья о соцсетях на Colta.ru: «Мы уже живем в антиутопии»
Документальный фильм «Социальная дилемма» (2020) от бывших CEO, наверное, все уже смотрели, но пусть тоже будет.
И напоследок поделюсь (на мой взгляд, спорной, но заинтересовавшей) книгой:
«Книга как лекарство. Скорая литературная помощь от А до Я»
«Давно известно, что в трудные минуты жизни люди тянутся к книге – чтобы отвлечься от тягостных мыслей или получить разумный совет. Британские «библиотерапевты» Э. Берту и С. Элдеркин пошли еще дальше, предположив, что чтением можно лечить не только душу, но и тело. Они составили своеобразный «литературный лечебник», из которого читатель узнает, какие именно книги лучше всего читать при тех или иных заболеваниях. В этом справочнике литературных лечебных средств – бальзамы от Бальзака, кровоостанавливающие жгуты от Толстого, мази от Сарамаго, слабительное от Перека и Пруста и многое другое. Кроме того, «Книга как лекарство» – прекрасный обзор шедевров мировой литературы».
Вдохновения нам всем в эти предзимние дни!
К ДРУГИМ НОВОСТЯМ
Мои книги | Подписаться на новости | Архив писем | Поблагодарить