Собрала подборку фильмов, которые в разные годы вдохновляли меня писать, заниматься творчеством, любить своё дело, продолжать, несмотря на критику или замалчивание… – несмотря ни на что.
Киноленты о творческих путях художников, музыкантов, писателей … – классиков и современников, mocumentary (биографические) и вымышленные истории, все они так или иначе придавали мне сил и дарили надежду.
Надеюсь, что в моей маленькой библиотеке кино и другие близкие по духу смогут зачерпнуть вдохновения, пускай даже на один вечер.
Собрала, как всегда, «тематически»: от сказки к были и обратно – к философии.
Приятного просмотра!
Ссылки ставлю на Кинопоиск: там можно оформить подписку и смотреть онлайн.
Или сразу на полный фильм в YouTube.
Куда приводят мечты
(Винсент Уорд, 1998)
С детства любимый фильм, пересматриваемый с течением времени бесчисленное множество раз.
Полночь в Париже
(Вуди Аллен, 2011)
«Полночь в Париже» романтическая история о том, как голливудский сценарист, мечтающий написать роман о Париже золотых двадцатых, вдруг открывает мистическое «окно» в прошлое. Гил знакомится со своими кумирами: Хемингуэем, Фицджеральдом, Дали, Бунюэлем и даже отдает на проверку рукопись своего романа Гертруде Стайн.
А в Париже то и дело идёт дождь…
Почему-то именно сейчас верится, что такие окна во времени, двери в волшебство прошлого должны существовать на самом деле…
«Необыкновенная история на Рождество»
(Бхарат Наллури, Ирландия, Канада, 2017)
Как Чарльз Диккенс создал «Рождественскую песнь» и вернул дух рождества.
Фильм-магия, где герои оживают и ведут автора за собой.
После просмотра приходят новые сюжеты, поэтому пересматриваю на Новогодних каникулах и не только.
Ре-цикл
(Дэнни и Оксид Пан, Гонконг, 2006)
И всё, что ты бросила…
Чу Тинь-Ин, молодая, но уже популярная писательница сообщает читателям, что собирается написать книгу о сверхъестественном. И попадает в мир заброшенных вещей, идей, персонажей, в том числе созданных писательницей. Однако периодически здесь возникает ре-цикл (переработка), который уничтожает явления данной реальности.
Однако и здесь Тинь-Ин встречает людей, которые стремятся ей помочь на пути к Переходу — месту, откуда можно возвратиться в обычный мир.
По-моему, очень уж по-писательски – создать пространство забытых персонажей.
Ганс Христиан Андерсен «Жизнь без любви»
(Эльдар Рязанов, 2006)
Дом, который построил Свифт
(Марк Захаров, 1982)
Я бы добавила и «Тот самый Мюнхгаузен», и «Обыкновенное чудо», но наверняка все смотрели не по одному разу.
АНОНИМ
(Роланд Эммерих, 2011)
Кому на самом деле принадлежит авторство пьес Уильяма Шекспира?
Драма о великой загадке британской литературы. «Оксфордианская» версия во второй половине XX века стала наиболее популярной и нашла отражение в фильме.
ОРФЕЙ
(Жан Кокто, 1950)
Привилегия легенд – быть вне времени.
Киноцитата:
Орфей:
– О чём думает мрамор, когда из него высекают шедевр? Смерть – мой скульптор, пусть она закончит свою работу.
Смерть:
– Смерть Поэта должна пожертвовать собой, чтобы сделать его бессмертным.
Думаю, любой фильм Федерико Феллини можно смотреть как «творческий путь», но я выбираю ДОРОГУ (1954)
О музыке, мечте и любви, обо всём том, что превращает животное в человека…
Pieta
(Ким Ки Дук, 2012)
Картина, названная во имя скульптуры Микеланджело, как трагедия жизни во времени, где каждый творец своей судьбы, но никто ни за что не в ответе. Фильм – как пересоздание многих смыслов великой скульптуры милосердия и сострадания.
«Я думаю, все, кто живет в наше время, являются сообщниками преступников и грешниками. Все мы должны ждать милости Бога». (Ким Ки Дук)
Я влюблена в его киноленту «Время», где «утратившие лица влюблённые отчаянно пытаются найти друг друга, узнать в соприкосновении ладоней. Бесчисленное количество рукопожатий за одним и тем же столиком в кафе. Никогда не найдут, потому что потеряли себя, как старую фотографию, забытую в пыли под кроватью. На фотографии смеются двое, сидя внутри причудливой скульптуры в форме полураскрытой ладони».
Ведь каждый из нас способен если не сотворить своё время, то хотя бы запечатлеть его…
С любовью, Винсент
(Дорота Кобела, Хью Велчман, Великобритания, Польша, 2017)
Тем, у кого, как у меня настольная библия – книги «Письма Ван Гога к…», фильм покажется вымыслом, нарушением многих «святых» документальных свидетельств. Но мне как писателю иногда так хочется верить, что «вымысел достовернее реальности», а художественная правда и есть истина.
Фильм нарисован 100 художниками. И это потрясающие картины – в духе Ван Гога, особенно им удалось кафе в Арле.
А сюжет… «Вы столько хотите знать про его смерть, а что вы знаете про его жизнь? Может, теперь узнаете, или хотя бы почувствуете».
ФРИДА
(Джули Тэймор, 2002, США, Мексика, Канада)
Выставка Фриды Кало в Москве (2019)
Я так хорошо помню этот ледяной день в феврале: почти умерла, но возродилась…
ДИКАРЬ. В поисках Рая
(Эдуард Делюк, Франция, 2017)
Устав от обыденности и неудач в Париже, Поль Гоген уезжает на Таити. Биографическая мелодрама с Венсаном Касселем – почти по мотивам книги Гогена «Ноа-Ноа».
«Большие глаза»
(Тим Бёртон, США, 2014)
«She created it. He sold it. And they bought it»
Художественная повесть о судьбе настоящей художницы Маргарет Ульбрих Кин.
Она рисовала глаза души, суд против мошенника выиграла – рисуя, и сейчас в 90+ лет пишет по картине в день…
«Подлинный Вермеер»
(Рудольф ван ден Берг, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, 2016)
Одаренный живописец Хан ван Меегерен пишет «неизвестный» шедевр прославленного Вермеера. Подделку принимают за подлинник. Шедевры Вермеера он пишет в течение шести лет. Его выдающаяся техника имитации по сей день восхищает искусствоведов. Картина «Христос в Эммаусе» выставлена в музее и до сих пор собирает толпы зрителей.
А у сына Божьего на картине – глаза любимой…
«Полное затмение»
(Агнешка Холланд, Франция, Великобритания, Бельгия, 1995)
«Чтобы стать поэтом, недостаточно стать просто личностью, надо стать всем и каждым…»
История сложных, страстных и в то же время двусмысленных взаимоотношений великих французских поэтов XIX века: Поля Верлена и юного Артюра Рембо.
Я бы за роль Артюра Рембо вручила бы Оскара Леонардо Ди Каприо, а не за «кровь на снегу – геноцид индейцев»…
«Работа без авторства»
(Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, 2018)
О том, как искусство способно открыть правду.
История великого немецкого художника Герхарда Рихтера, детство которого пришлось на нацистские годы, а юность – на становление художника по обе стороны Берлинской стены…
Отголоски прошлого
(Пол Моррисон, Великобритания, 2008)
Когда я училась во ВГИК, преподаватели говорили о фильме «Андалузский пес»: не смей искать сюжет в сюрреализме, это поток образов, поток сознания… и так и нужно всё это воспринимать, иначе ты ничему не научишься, никогда…
Но я всегда верила: в каждом запечатленном мгновении таится реальная – пережитая, выстраданная – история, сюжет, masterpiece (частица души мастера)…
На фильм «Отголоски прошлого» об истории Сальвадора Дали и Федерико Гарсии Лорки наткнулась недавно, да, фильм не новый, 2008 года, но по посмертным дневникам Дали, которые в РФ не были опубликованы (насколько мне известно), равно, как и многие стихи «мачо и красного коммунара» Лорки… И теперь Луна, разрезающая женский глаз, имеет под собой историю. Запретной любви. Если честно, мне всегда казалось, что любовь запретна – вопреки, а не ради, свободна, как ветер, и переменчива, как Луна…
За пропастью во ржи
(Дэнни Стронг, США, 2016)
«Представь книгу, которую ты хотел написать, а потом проживи её».
Сэлинджер запретил снимать фильмы по роману «Над пропастью во ржи».
Если нельзя экранизировать роман, то можно снять кино об авторе книги – и в этой невыдуманной истории подвести к Холдену Колфилду. Точнее, к тому, как он вообще появился, герой одного из главных бестселлеров XX века.
О создании фильма «За пропастью во ржи» на Readrate >>>
Спроси у пыли
(Роберт Таун, США, Германия, 2005)
Вольная экранизация романа Джона Фанте: история о молодом писателе Артуро Бандини, который приезжает в Лос-Анджелес, чтобы…. покорить его – на апельсинах, которые растут за окнами, как единственная пища для нуждающихся, и любви – которая приходит и уходит, как волны прилива и отлива…
«…Однажды я взял очередную книгу, раскрыл и попробовал почитать. Через несколько мгновений я уже нес ее к столу, словно человек, который среди груды хлама обнаружил золотой самородок… Наконец-то я нашел человека, который не боялся эмоций. Юмор и боль перемежались с поразительной простотой.Начало было таким неистовым, что повергло меня в шок, как неслыханное чудо». (Чарльз Буковски)
Часы
(Стивен Долдри, США, Великобритания, Франция, Канада, Германия, 2002)
«The time to hide is over. The time to regret is gone. The time to live is now»
Писательница Вирджиния Вулф работает над романом «Миссис Дэллоуэй», и её терзают мысли о самоубийстве. Лара Браун, молодая жена и мать, задыхается в рамках своей опрятной жизни в Лос-Анджелесе 1951 года. А Кларисса Вон устраивает вечеринку в Нью-Йорке начала 2000-х годов для близкого друга Ричарда, умирающего от СПИДа.
По роману Майкла Каннингема (кто читал культовый «Дом на краю света»)
Мастер и Маргарита
(Михаил Локшин, Россия, 2023/4)
Фантазии и факты: как строили Москву для «Мастера и Маргариты»
Пианист
(Роман Полански, 2002)
«Music was his passion. Survival was his masterpiece»
Великий музыкант способен создать свою Вселенную на чердаке – и уберечь ее от ужасов войны и Холокоста, потому что музыка – вне времени.
ЛЕГЕНДА О ПИАНИСТЕ (1900-й)
(Джузеппе Торнаторе по роману Алессандро Барикко, Италия, 1998)
В первый день XX века на пароходе «Вирджиния» в коробке из-под лимонов был найден младенец. Мальчик рос и проводил свою жизнь на громадном океанском лайнере, курсировавшем между Америкой и Европой, и он ни разу не сходил на берег.
Загадочным образом научившись играть на рояле, Дэнни Будманн Т.Д. Лемон 1900-й стал настоящим виртуозом и развлекал публику, играя в ресторанном оркестре. С ним связаны удивительные истории, а его жизнь превратилась в легенду.
По роману Алессандро Барикко «1900-й»
Танцующая в темноте
(Ларс фон Триер, 2000)
Каково это – скрывать слепоту, чтобы продолжать танцевать – и танцуя сохранить жизнь не только себе?…
С Бьорк в главной роли.
Наверное, самый жизнеутверждающий фильм Триера…
Внутренняя империя
(Дэвид Линч, 2006)
Сюжет (ничего не скажет о многослойности кино и глубокой философии времени, это картина в картине): актеры Никки Грейс и Девон Берк приступают к съемкам нового фильма «On High in Blue Tomorrows». По мере погружения в роль, жизнь Никки резко меняется: она перестает понимать, где кончается реальность и начинается кино. Неожиданно Никки узнает, что она не первая исполнительница роли. Несколько лет назад съемки прервались, после того как главных актеров нашли убитыми. Но еще больше Никки беспокоит то, что ее героиня становится более реальной, чем она сама…
Когда-то я рисовала картину «Высоко над печальными днями», а сегодня предпочитаю не покидать границы своей «внутренней империи». Это мой фильм – на все времена…
Жена
(Бьёрн Рунге, Великобритания, Швеция, США, 2017)
За каждым великим писателем стоит талантливая женщина. Выдающаяся роль Гленн Клоуз в драме о тайнах брака и – Нобелевской премии.
«Анатомия падения»
(Франция, Жюстин Трие, 2023)
… Очень писательский фильм, почти открытка: один в паре суперуспешен – и может писать, несмотря ни на что, другой… подглядывает, собирает жизнь по кусочкам, порой неправедно, – но кто из них прав?…
Не хватило специалиста по литературе в суде, сразу бы вывел, но повезло героине с другом-адвокатом, проверяющим личные письма покойного…
Тема успеха и невостребованности, а страдают, как всегда, дети.
Запомнилось:
«Если ты не знаешь, кто прав наверняка, нужно довериться вере внутри себя – и просто выбрать сторону,
куда хочешь шагнуть»…
Мастер
(Пол Томас Андерсон, США, 2012)
Есть много бравых фильмов о войне, но почти ни одного об адаптации тех, кто «прошёл сквозь смерть, огонь и воду» к нормальной жизни. Человеку противоестественно убивать. Но фильм не только об этом, он о свободе и выборе, любви и жестокости, поиске и обретении.
И о Мастере, который открыл то, что давно уже найдено, только забыто – вход в прошлые жизни. О Мастере, возомнившем себя Богом…
Регресс-терапию и я проходила – ради нового опыта. Творчество иногда нужно подкармливать.
О моём опыте – в рассказе «Меня зовут Клео».
Он был мой Север…
Apocrypha (Апокриф) для New York, I love you (2008), Андрей Звягинцев
Когда-то смотрела кино-альманахи о городах. Полюбила и Париж, и Нью-Йорк, и Москву, и Рио…
Не понимала, почему «Апокриф» Звягинцева о Бродском так и не вошёл в «New-York, I Love You». История Звягинцева на порядок выше всех остальных в альманахе…
Наверное, это не просто короткометражка о городе, этот фильм – громадная метафора вечной истории любого города и любого века, поэтому и не вписался.
Мне бы хотелось что-то подобное написать в прозе.
Отрывок стихотворения, звучащий в фильме:
«…Он был мой Север, Юг, мой Запад, мой Восток,
Мой шестидневный труд, мой выходной восторг,
Слова и их мотив, местоимений сплав.
Любви, считал я, нет конца. Я был не прав.
Созвездья погаси и больше не смотри
Вверх. Упакуй луну и солнце разбери,
Слей в чашку океан, лес чисто подмети.
Отныне ничего в них больше не найти».
(«Часы останови…» Уистен Хью Оден, перевод И.Бродского)
ДРЕВО ЖИЗНИ
(Терренс Малик, США, 2010)
Эпические съёмки уровня Discovery и National Geographic, чувствуешь себя клеткой первичного бульона Вселенной и хочется повторить за отцом главного героя (Бред Питт): «Не говори: не могу, у меня не получилось, говори: я ещё не закончил».
Пока Древо – Жизни, сломанные ветки отрастают.
ЧЁРНЫЙ ЛЕБЕДЬ
(Даррен Аронофски, США, 2010)
Прилежная балерина получает заветную роль и открывает свою темную сторону – способную творить настоящее искусство…Первый «Оскар» Натали Портман.
Тик-так… БУМ!
(Лин-Мануэль Миранда, США, 2021)
О времени, тикающем внутри, о творчестве, превозмогающем всё и способном сотворить Чудо.
Киноцитата: «Ты же писатель… Точи карандаши, малыш, – и садись писать новый мюзикл в надежде, что хотя бы одно из твоих произведений выстрелит», да, попадет в нерв времени, в чаяния и ожидания зрителей, а хочется, чтобы все «твои дети» вышли в свет…
Begin Again (в русском переводе «Хоть раз в жизни»)
(Джон Карни, США, 2013)
Бывший продюсер и сооснователь крупнейшего музыкального лейбла и начинающая певица записывают альбом на улицах Нью-Йорка. Кира Найтли в фильме режиссера «Однажды».
Напомнит роман «Утопия—авеню» Дэвида Митчелла и историю создания знаменитого теперь дуэта «Piano Guys»
Музыкальный байопик Кирилла Серебренникова о Викторе Цое и свободе творчества, 2018
«Дети цветов верили, что хорошей песней можно изменить мир, мы слушали их музыку и шли за ними, как за Гамельнским крысоловом».(«Поколение бесконечности»).
(БЭНКСИ, 2010)
«Я раньше всем советовал заняться творчеством… теперь не буду»
The In Between (в русском переводе «Между небом и землей»)
(Арье Позин, США, 2022)
Любовь и искусство способны стереть грань между мирами живых и мёртвых…
Прекрасно – о фотографии, даже начинаешь испытывать ностальгию по миру «до Instagram».
Шепот сердца
(Хаяо Миядзаки, 1995)
Первая любовь и первый роман. История юной писательницы и будущего скрипичного мастера.
Цитата: Жизнь – твоя главная повесть.
Пересматриваю, как и «Куда приводят Мечты» ежегодно, если не чаще)))
В БИБЛИОТЕКУ Мои книги | Подписаться на новости | Архив писем | Поблагодарить