Философский спор меж красотой и пользой в искусстве и жизни:
«Мы храним наши белые сны» – цитата из стихотворения Андрея Белого дала название выставке в музее «Гараж» (Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве). Она посвящена людям, чьи творческие поиски были связаны с тайным знанием и мистическими восточными практиками. Более 150 работ, разделенных на смысловые пространства: «храм», «архив» и «музей». Аутентичные картины и архивные документы, деревянные скульптуры и диаграммы, протоколы спиритических сеансов и фотоснимки духов, даже мелодия, записанная не нотами, а иероглифами…
Выставка открыта с 31 января, но из-за режима самоизоляции, удалось попасть туда только в июле. Поэтому, не успев пригласить туда никого, сохраняю вам обзор от ТВ «Культура»:
Выставка и правда дарит ощущение просветления…
Шла по набережным Парка культуры и думала об извечном философском споре пользы и красоты.
О том, как мечтала выпустить внутреннего ребенка рисовать картинки и развешивать их на стены души, никого не пуская в свою маленькую студию, но всегда натыкалась на общественное мнение: любое творчество должно приносить пользу людям, книга должна давать знания и опыт, картина эстетическое удовольствие и т.д. А я мечтала о бесполезной красоте – ради нее самой…
Но мой творческий труд иногда приносит самые неожиданные ответы. Как раз в то время рецензировала книгу «Абсолютное Зло и другие парадоксы объективной этики» Ильи Свободина и наткнулась на поразительные строки:
«… Абсолютное благо – это свобода, или стремление к ней…
Красота как бы подменяет пользу, она подталкивает людей к творчеству, помогая отвлечься от практичности, возвыситься над повседневностью…Так, посредством чувств, свобода доносит до нас ценность того, что нужно нам само по себе, независимо ни от его полезности, ни от каких-либо еще практических соображений. А разве не такова ценность общего блага, не несущего прямой пользы, а тем более выгоды?
Красота — это проявление свободы, это один из способов, каким мы ее чувствуем. Свободное не может не быть красивым, так же как и красивое — свободным».
Осталось лишь осознать шедевр – как тайну любви. Почему иногда посредственности любимы и обласканы всеми, а обладатели достоинств и талантов – избегаемы или забыты? Наверное, потому что любимое – всегда красиво, но не любую красоту мы готовы принять и можем оценить по достоинству. Где та точка, в которой сходятся линии сердец большинства из нас? И как отыскать ее?
Сюда же приведу еще две противоположные точки зрения: самовыражение vs растворение в творчестве:
1) Masterpiece (шедевр) – частица души мастера, способность воплотиться в своем произведении.
2) Произведение искусства отличается от того, что им не является, именно способностью художника забывать себя во имя чистоты передачи.
Словом, июль у меня выдался не подборкой готовых смыслов, а путешествием за ними…
Быть частью мира или пролагать свою тропинку по краешку?
Возвращаясь к сверхчувственному познанию Востока, почти всё лето путешествую по Индии, читая «Шантарам» и проживая в «Тени горы». И мне близка идея мира, движущегося к усложнению – как к абсолютному благу вопреки опрощенным смыслам сегодняшней цифровой среды.
Поэтому сохраню еще пару цитат для людей, выживающих за пределами системы:
«Я всё воспринимаю как личное. Именно из этого и складывается личность».
(Грегори Дэвид Робертс)
«Человек должен действовать так, чтобы в каждом данном моменте заключалась вся его индивидуальность».
(Отто Вейнингер)
Раньше мне казалось, что третий путь ищу в одиночку, а сейчас – что весь мир вдруг стал миром интровертов и индивидуалистов. Вне власти и подчинения, вне какой-либо системы ценностей и координат.
Весной пандемия многих выбросила за край, вывернула мир наизнанку. Если раньше все мечтали о воле фриланса, сбросить офисные оковы и работать с берега моря, то сейчас опять актуально шнуровское «ты работаешь в офисе…», а нас поставили на самую низкую ступень общества, окрестив с легкой подачи Гая Стэндинга прекариатом (подробнее о книге «Новый опасный класс» в журнале «Читаем вместе»).
Но своё дело окрыляет, когда понимаешь, что это не про деньги и стабильность, а про возможность строить бизнес вокруг своей жизни, а не наоборот. Движение «Компании одного» набирает обороты по всему миру, и меня радует, что количество заказов на сайты возросло: эксперты «на удаленке» вдруг осознали, что и без «дядиного офиса» прекрасно способны заработать, и пустились, наконец, в свободное плавание, о котором давно мечтали, но не решались, катастрофа же стала необходимым толчком (к слову сказать: большинство успешных бизнесов именно так и начинались: падение предшествовало взлету). И зачастую одному гораздо легче прокладывать свой путь – ни от кого не зависишь.
«Одиночество — колыбель творчества»:
Я бы уточнила – уединение, но статья «О писателях, которые написали свои лучшие книги в самоизоляции» с подачи редакции Елены Шубиной в АСТ стала как бы финальным ответом (сама цитата взята из эссе для книги «Как мы пишем» Михаила Гиголашвили). За весну и лето часто вспоминался текст Паоло Джордано (автора романа «Одиночество простых чисел» и чуть ли не единственного ученика Алессандро Барикко, добившегося мировой славы) о пандемии, самоизоляции и чрезмерном «потреблении мира вокруг» – рекомендую задуматься.
Также можно почитать советы как найти себя в новой реальности от Theory & Practice: «учитесь новому и во всем ищите смысл: люди находят смысл, когда видят четкую связь между тем, что ценят, и тем, что делают». Зацепила фраза: «Когда человек предоставлен сам себе, у него возникает ощущение, что он никому не нужен, и закрадывается вполне логичное сомнение в том, существует ли он вообще. К сожалению, это проблема, которую невозможно решить деньгами: даже если государство обеспечит людей материальными благами, отсутствие деятельности не успокоит и не избавит от чувства неудовлетворенности жизнью».
Мне же июль подарил возможность не только посидеть и написать пару абзацев новой повести на веранде кафе в Камергерском переулке, но провести там первую живую встречу. Иногда думаю, что стольких интересных людей, которых мне подарило именно творчество, я бы в офисах ни за что не встретила.
Делюсь запавшей в душу строчкой стихотворения Саши Ирбе:
«И время надежд стало временем пустоты»
Теперь я точно знаю, что всё новое и прекрасное так и начинается – в пустоте. Этот год многих из нас очищает во всех смыслах. Начало нового двенадцатилетнего цикла…
P.S. Улов самоизоляции:
1) Экранизации лучших, на мой взгляд, антиутопий «Дивный новый мир» Олдоса Хаксли (сериал уже вышел на стриминговой платформе Peacock, есть и на КиноПоиск, рецензии на Афише, на Медузе), «Мы» Евгения Замятина (к столетию романа выйдет в следующем году, анонс и тизер на ProfiCinema).
2) Проект «Взгляд из окна» (WindowSwap) был создан во время самоизоляции: мы не могли путешествовать, но могли пересылать друг другу вид из окон из любой точки мира – и это складывалось в виртуальные путешествия. По-моему, до сих пор вдохновляет, и это очень писательская тема… Посмотрите, как видят мир другие люди на другом конце света, поделитесь своим видом из окна. Сейчас как раз снимаю вопли на детской площадке под окном, которые меня всегда бесили в рабочее время – а теперь дарят вдохновение, и жалею – что не весной, не застала наш цветущий белоснежный каштан…
К ДРУГИМ НОВОСТЯМ
Мои книги | Подписаться на новости | Архив писем | Поблагодарить