Особенности восприятия

Я пишу это в мире, который сужается на глазах: спецпропуска, сто метров от дома, Москва, будто приснившийся город-призрак, а Средиземноморье – как далекая галактика.
А рядом растет щенок. Он уже post-covid малыш, родился в январе и не знает другой земли. Я наблюдаю, как расширяются границы его мира: выползли из темной коробки и побежали исследовать большой яркий и шумный дом, скоро можно будет ступить на зеленую травку во дворе, а сколько вокруг таинственных запахов! Детство тем и прекрасно – что каждый день открытие. Смотрю на него и вспоминаю, что и творчество тоже способно расширять границы восприятия мира, дарить чувство полета.


В английском языке слово «шедевр» (masterpiece) переводится как «частица души мастера». А наша душа – это ребенок, открывающий мир. Поэтому мы так боимся показывать взрослым, серьезным дядям результаты нашего труда. А вдруг объявят наш нежный цветок сорняком и растопчут?

Я отказываюсь от авторитетов и на вопрос «Зачем?», упорно отвечаю: всё, что мы делаем, важно для нас самих – чтобы испытать первозданную радость творчества. Творить, как и любить, – самоценное чувство. Необязательно быть гением, но нельзя останавливать нечто, что просится на бумагу. Ты создаешь культурный контекст времени, вдохновляешь кого-то, служишь спичкой, от которой разгорится пламя – пусть и чужое.
Мне нравится фраза из статьи Яна Шерстада: «Все наиболее важные романы имеют один явный недостаток – они неидеальны». Хотелось бы перефразировать: они не завершены, несовершенны, когда герои продолжают жить за пределами рукописи. Как не может быть идеален и совершенен живой, потому что жизнь есть путь, рост, развитие.

И наш внутренний ребенок должен расти, но для этого нужно разрешить себе игру воображения, выпустить его на волю из плена чужих суждений и осуждений. Не получится создать шедевр по плану – лишь по наитию.
Когда на меня давят и без конца учат как и что мне писать, я вступаю в мертвую зону творческого кризиса. И единственная тропинка на волю убегает в поля воображения. Я просто играю сама с собой, как мой щенок со своим хвостом.
В психологии есть понятие арт-терапия. Здесь подойдет любая: писать акварели или хайку левой рукой, если правша, вязать или связывать запахи в новый собственный аромат, который всю жизнь искала у парфюмеров, но вдруг подумала, а что если самой?… – словом, всё, чего никогда не делала раньше. И мне нравится, как это обостряет мое восприятие мира вокруг – он становится высоким и чистым, как апрельское небо.

А главное – радостным. В копилку чистой радости творчества и открытий и решила собрать здесь все интересные сенсорные опыты, которые заставили улыбнуться, что-то создать или просто расширить свои границы.
Будут сложные слова, похожие на скороговорки, которые особенно нравятся детям:

 


1) Мондегрин, или слуховая иллюзия

Появлению этого термина мы обязаны американской писательнице Сильвии Райт, которая в 1954 году в статье для Harper’s Magazine рассказала о том, как в детстве ей читали старинные шотландские баллады, и фразу «And laid him on the green» Райт услышала как «Lady Mondegreen» (леди-ослышка). С детства я помню скрипку-лису (так и представлялся гриф в виде мордочки) Игоря Саруханова («Скрип колеса»), красавицу якутку (к/ф «Д’Артаньян и три мушкетера»), «Оплатил-обладай» («Ob-La-Di, Ob-La-Da» Beatles) или знаменитую куклоту – рай для девочек («Pourquoi pas?»).

Как мы с этим играем? Смеемся похабной интерпретации иностранных слов, например, скандинавский север звучит как «Похьяла», а северяне самые спокойные и уравновешенные люди в мире, нам всё пох))) А если серьезно, то многое можно выстроить в тексте на оговорках «по Фрейду» и ослышках по содержанию –  странный, неведомый мир, целую Вселенную языковых тайн или солнечного смеха. Новояз, но не ограничивающий, а расширяющий восприятие мира вокруг.


2)  Парейдолия – способность к олицетворению всего

«Видела лица везде: в узорах коры деревьев, трещинах стен, решётках ворот и люков, рисунках обоев, даже буквы в книгах иногда выстраивались в виде лиц» (Поколение бесконечности).

Долгое время я читала об этом эффекте в научных статьях, как об отклонениях в психике, но недавно наткнулась на книгу  Карла Сагана «Мир, полный демонов. Наука – как свеча во тьме», где автор утверждает,  что парейдолия была одним из инструментов выживания: в ходе эволюции человек научился считывать других: пол, возраст, эмоции и другие характеристики. Инстинкт давал возможность древнему человеку мгновенно судить о том, кто идет ему навстречу – друг или враг. Homo sapiens научился этому настолько хорошо, что мы стали различать людей даже там, где их нет. Когда мы смотрим на механизмы, предметы интерьера, пейзажи… совершенно неосознанно мы начинаем видеть, как внутри проступают лица.

Парейдолия может быть связана и с анимизмом (одушевлением всего вокруг), чаще всего можно прочитать, что именно такое восприятие мира свойственно детям – магическое, и уж точно должно быть у сказочников. А какие можно создавать сюрреалистические картины после пятиминутной медитации на рисунок обоев или созерцанию трещин на потолке… Чем не занятие в самоизоляции?


3) Синестезия

«Есть такое явление синестезия, смешанные чувства, когда звукам придается цвет, запахам — вкус или ощущения. Всё, в конечном счете, эмоции». («Проникновение»).

Василий Кандинский был художником, писавшим музыку картинами, он воспринимал цвета звучащими («Композиция VIII»).
Цитата из книги «О духовном в искусстве»:
«Не может быть совершенной формы без совершенного содержания: дух определяет материю, а не наоборот… Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости».
Синестезия позволяет постигать целостность мира, ощущать внутренние связи всего со всем. Это как огромный живой океан, который мыслит, чувствует, дышит, хранит истории. Ощущение бесконечности…

Внутренний мир можно сделать бескрайним, даже если внешний ограничен. Сразу отчего-то вспомнился набоковский Цинциннат Ц и его послание миру из камеры, а еще – «Возможность острова» Уэльбека.

И у меня тоже есть пополняемый список книг для вдохновения и творчества >>>

Буду рада, если кто-то пополнит мою копилку вдохновения книгами, статьями о расширении границ восприятия и т.д. в комментариях!


ЕЩЕ О ТВОРЧЕСТВЕ

 

Мои книги | Подписаться на новости | Архив писем | Поблагодарить
close
Поделиться:

Добавить комментарий