Копилка книг об искусстве, литературе и творчестве

Творчество помогает осознать идею самого себя. И моё неупорядоченное во времени (но в том порядке осмысленное) собрание томов, конечно, субъективно. Любой из нас отражается в книге, ищет своё зеркало. Но может быть, моя camera degli specchi  кому-то покажется интересной экскурсией.

С радостью приму приглашения в новые книжные миры в комментариях.

Надеюсь, моя копилка будет активно пополняться. 

  1. Уистен Хью Оден. «Чтение. Письмо. Эссе о литературе»

«Однажды я наткнулся на книжку и почувствовал, что она была написана для меня, и только для меня. Как ревнивый любовник, я не желал, чтобы кто-нибудь еще узнал о ней. Иметь миллион таких читателей, не подозревающих о существовании друг друга, быть читаемым со страстью, без болтовни и пересудов — это, пожалуй, и есть заветная мечта каждого писателя».

  1. Джулия Кэмерон. «Право писать»

«Писательство – защита от одиночества. Это бальзам, который его исцеляет. Это связь в первую очередь с самим собой, а следом и с другими. Мы занимаемся «письмом», а ведь это и есть письма. Самим себе. И всему миру.
Самая сокровенная тайна в глубине наших сердец: мы пишем, потому что влюблены в этот мир».

  1. Жан Поль Сартр. «Слова»

«Книги –  это мир, отраженный в зеркале; они обладают его бесконечной плотностью, многообразием и непредугаданностью.
Открыв мир в слове, я долго принимал слово за мир».

  1. Винсент Ван Гог. «Письма к брату Тео»

«Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой.
«Как много в искусстве прекрасного! Кто помнит всё, что видел, тот никогда не останется без пищи для размышлений, никогда не будет по-настоящему одинок».

  1.  Джек Лондон. «Мартин Иден»

«То была извечная трагедия – когда ограниченность стремится наставлять на путь истинный ум широкий и чуждый предубеждений».
«Радость не в том, что твоя работа пользуется успехом, радость – когда работаешь».

  1. Михаил Булгаков. «Мастер и Маргарита»

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»

  1. Милан Кундера. «Искусство романа»

«Романист не историк.  Роман исследует не реальность, но существование.
А существование — это не то, что произошло, существование — это поле человеческих возможностей, всё, чем человек мог стать, всё, на что он способен.  Романист  чертит карту существования и открывает ту или иную возможность человека».

  1. Джозеф Кэмпбелл. «Тысячеликий герой» 

«Каждый несет в себе всё, и потому всё можно искать и найти в самом себе. Различия пола, возраста и сферы деятельности не существенны для человеческого характера; это лишь костюмы, которые мы надеваем на время своего выступления на сцене мира. Внутренний образ человека нельзя путать с его одеяниями.
Муки преодоления собственных ограничений есть муки ду­ховного роста».

  1. Франц Кафка. Озарения, Созерцание, письма к Максу

«…Роман так велик, словно я размахнулся писать по всему небу (такому же бесцветному и неясному, как сегодня) и, начав писать первую фразу, тут же запутался»
«О Прометее существует четыре предания. По первому, он предал богов людям и был за это прикован к скале на Кавказе, а орлы, которых посылали боги, пожирали его печень по мере того, как она росла. По второму, истерзанный Прометей, спасаясь от орлов, все глубже втискивался в скалу, покуда не слился с ней вовсе. По третьему, прошли тысячи лет, и об его измене забыли – боги забыли, орлы забыли, забыл он сам.
По четвертому, все устали от такой беспричинности. Боги устали, устали орлы, устало закрылась рана. Остались необъяснимые скалы… Предание пытается объяснить необъяснимое. Имея своей основой правду, предание поневоле возвращается к необъяснимому».

  1. Альбер Камю. «Записные книжки»

«Постоянно такое чувство, словно я в открытом море: неизъяснимое счастье с привкусом опасности».
«Самой холодной зимой я узнал, что внутри меня — непобедимое лето».
«Я не люблю чужих секретов. Но мне интересны чужие признания».
«Отдаваться может лишь тот, кто владеет собой. Бывает, что отдаются, чтобы избавиться от собственного ничтожества. Дать можно только то, что имеешь. Стать хозяином самому себе — и лишь после этого сдаться».

  1. Владимир Набоков. «Дар»

«Видите ли, по-моему, есть только два рода книг: настольный и подстольный. Либо я люблю писателя истово, либо выбрасываю его целиком».
«Тройная формула человеческого бытия: невозвратимость, несбыточность, неизбежность – была ему хорошо знакома».

  1. Томас Манн. «Доктор Фаустус»

«Что есть свобода? Свободно только равнодушие».
«Трагедия и комедия сделаны из одного теста и достаточно слегка изменить освещение, чтобы из первой получилась вторая и наоборот».
«С тех пор, как культура отбросила от себя культ и сделала культ из себя самой, она и есть отброс, и за какие-нибудь пятьсот лет весь мир так пресытился ею и так от нее устал, словно съел целый котел этого варева…»
«Знать, что аудитория отождествляет его с произведением внутренне давно изжитым, в котором он заигрывал с тем, во что уже не верил, — художнику смешно и мучительно».

  1. Джон Фаулз. «Башня из черного дерева»

«Дело в конечном счете сводится к тому, с чем человек родился: либо он имеет склонность к крайним проявлениям индивидуализма, к отделению мысли от чувства, либо не имеет. Дэвид ее не имел. Отвратительная, мстительная несправедливость заключалась в том, что искусство глубоко аморально. Как бы человек ни усердствовал, всё равно он останется в проигрыше: всё достается свиньям и ничего – тем, кто имеет заслуги. Котминэ беспощадно продемонстрировало: то, с чем он родился, при нем и останется. Он был, есть и будет порядочным человеком и вечной посредственностью».

  1. Карел Шульц. «Камень и боль» (роман о Микеланджело)

«Все связаны неразрешимыми узами тьмы, но сами для себя они тягостнее тьмы…
… для того чтобы камень ожил, нужно понять своё горячее сердце и вложить его в камень, впечатать ударами».

  1. Дмитрий Горчев. «Поиск Предназначения»

«От других занятий выполнение Предназначения отличается тем, что награда за его исполнение никакая на Земле не положена, потом будет вознаграждение, после Смерти или вообще не будет, не главное это… Умирают люди только в двух случаях: когда они уже исполнили своё Предназначение или когда Мироздание поняло, что они его исполнять и не собираются. Мироздание, его не наебёшь».

  1. Михаил Анчаров. «Как птица Гаруда»

«Есть два мира — мир образов и мир повседневный, и от каждого из них наше сознание получает свои впечатления… Мир образов и даже сны впечатывают в наше сознание такие же сигналы, как и пейзажи на улице. И сознание, которое вторично, должно выбрать, что предпочесть — воображаемое или повседневное. Но оба они реальны…
Жить одной повседневностью —  значит жить безобразно, а жить лишь фантазией — мания. Или проще: «без журавля в небе синица в руке дохнет»».
«Жизненный путь — это восхождение к цельному человеку, у которого впечатления от образов и впечатления от внешней жизни сознание приводит в соответствие друг с другом. И лучший вариант поведения — гармония каждого шага… И от того, из каких шагов ты складываешь свою судьбу, будет зависеть вся твоя дорога… Каждый шаг должен быть хорош! Каждый! Не может состоять хороший путь из плохих шагов!»
«Зло — это не страх реальной смерти, а выдуманный страх быть преждевременно превращенным в отходы…, страх ненужности и неприспособленности к жизни. И значит, нужно жить талантливо».

  1. Паола Волкова. «Мост через бездну»

«Ставшие от времени бесценными, художественные раритеты не всегда открывают тайну времени, их создавшего, но всегда свидетельствуют о нем. Они требуют от нас усилий по восстановлению историко-генетической памяти и толкают к действию лень-забвение. Наша история, наше прошлое вокруг и внутри нас. И если душа бессмертна, то материализуется в произведениях искусства».
«Если когда-либо что-либо свершилось в культуре, искусстве, то уже никуда не канет, не исчезнет».

  1. Василий Кандинский. «О духовном в искусстве»

«Не может быть совершенной формы без совершенного содержания: дух определяет материю, а не наоборот…
Прекрасно то, что возникает из внутренней душевной необходимости».

  1. Оливия Лэнг «Одинокий город. Упражнения в искусстве одиночества»

«Что такое — боль другого? Проще делать вид, что ее не существует. Проще отказаться даже пробовать сопереживать, проще поверить, что тело незнакомца на тротуаре — просто стаффажный призрак, второстепенная фигура, собрание цветных пикселей, которые погаснут, стоит нам отвернуться, переключить свой визуальный канал».
«Одиночество — желание близости, воссоединения, присоединения, собрания того, что иначе разобщено, заброшено, сломано или отдельно. Одиночество — тоска по единству, по чувству цельности».
«Невидимость и безмолвность, лед и стекло — классические образы одиночества, отрезанности».

  1. Виктор Пелевин. iPhuck 10

«…Темнота, одиночество – и эти вторжения. Как их назвать? Бессмысленно-мучительные переживания, скажем так. Чрезвычайно разнообразные, четко оформленные и артикулированные, все время усложняющиеся – и почти всегда омерзительные. Ничего другого – только промежутки тишины, оставленные на рефлексию. Гипс, как ты знаешь, пронизан болью, сарказмом и желчью. Авторы проекта сделали все, чтобы пробудить в сознании Жанны именно эти чувства.
– Я не знала, что все выглядит для нее… так безысходно.
– Ваш интерфейс задавал природу и частоту болезненных переживаний, от которых невозможно было спрятаться. У вас это называлось, кажется, «меандр боли». Творческий акт был для Жанны просто способом уравновесить это внешнее давление и загородиться от него, выделяя своего рода едкий информационный перламутр… Вы называли его «эссенцией искусства».

  1. Евгений Гришковец. «Театр отчаяния. Отчаянный театр»

«Тогда я впервые узнал, что умный и тонкий человек, живущий очень непростую жизнь, горячо преданный искусству, трудолюбивый и упорный, самоотверженный и бескорыстный в работе, жертвующий многим ради дела, прекрасно сложенный и физически готовый к задачам любой трудности… Что такой хороший человек может быть просто совершенно не талантлив именно в том деле, которым живёт».

  1. Андрей Волос. «Возвращение в Панджруд»

«Что в человеке самое главное:
Спросили об этом одного мудреца. Он ответил: самый большой дар – это природный ум. «А если Господь не наделил им человека?» Тогда знания, – сказал мудрец. «А если и знаний маловато?» Тогда правдивый язык. «А если и того нет?» Тогда надо молчать, – сказал мудрец, теряя терпение. «А если нет сил молчать?» – спросил этот несчастный. Тогда умри! – крикнул мудрец. – И как можно скорее! Чтобы не докучать людям своей бессмысленной болтовней!»

  1. Джон Фанте. «Спроси у пыли»

«Что касается вашего вопроса о знании жизни в целом и женщин в частности, у писателей, как правило, гораздо меньше жизненного опыта, чем у прочих, по причине того, что быть в двух местах одновременно невозможно. Или вы сидите перед пишущей машинкой и работаете, или вы активно живёте и набираетесь опыта. Поэтому раз вы имеете потребность писать, а для того, чтобы писать, необходим жизненный опыт, вам стоит научиться обходиться малым. Добиваться многого, исходя из малого, –  это и есть формула писательского труда».

  1. Хулио Кортасар. «Письма к издателю»

«Приходило ли вам на ум сделать антологию текстов, написанных душевнобольными? К этому виду литературы здесь большой интерес. Лично я уже давно коллекционирую их поразительные тексты. Ту главное – суметь разглядеть эти золотые крупинки, особинки почти всегда теряются в ворохе палой листвы. Их надо извлечь, вызволить оттуда, и тогда они заиграют»
«До чего радостно увидеть наконец, что любая вещь, которую ты делаешь, может возникнуть в другом измерении, стать иной, но в то же время сохранить самое себя, и при этом ясно, что сделан шаг к чему-то новому. Мне вспоминается прекрасное место в стихотворении Рильке, где он вдруг задается вопросом, а что же пишет в воздухе другой конец его пера?»

  1. Итало Кальвино. «Если однажды зимней ночью путник»

«Я где-то прочел, что объективность мысли можно выразить с помощью глагола «думать» в неопределенно-личной форме, то есть сказать не «я думаю», а «думается»; все равно как безличное «морозит». Вселенная исполнена мыслью. Об этом нужно неизменно помнить. Скажу ли я когда-нибудь: «сегодня пишется», все равно как «сегодня морозит» или «сегодня моросит»? Лишь после того, как я начну, не задумываясь, употреблять глагол «думать» в неопределенно-личной форме, можно надеяться, что через меня выразится нечто менее ограниченное, чем отдельно взятая личность.
А как быть с глаголом «читать»? Скажут ли когда-нибудь «сегодня читается», как говорят «сегодня морозит»? Если вдуматься, чтение — дело сугубо личное; куда более личное, чем писание. Допустим, писанию удалось преодолеть ограниченность автора, но оно будет иметь смысл только тогда, когда его прочтет и пропустит через свое сознание некая другая личность. Это будет единственным доказательством того, что написанное обладает истинной мощью писания, мощью, основанной на чем-то выходящем за пределы отдельной личности. Вселенная будет самовыражаться до тех пор, пока кто-то сможет сказать: «Я читаю, значит, пишется».

  1. Эрих Мария Ремарк. «Скажи мне, что ты меня любишь» (письма к Марлен)

«Счастье принадлежит бесстрашным».
«В человеке тебе принадлежит только то, что ты в нем изменил».
«Человек должен пройти через многие двери, пока придет к себе и туда, где останется; и двери не могут оставаться открытыми. Обратного пути никогда нет. И кто бы их ни закрыл, ты сам или кто другой, или их захлопнуло сильным ветром, обратного пути никогда нет, как бы сильно ты не хотел, и даже если бы двери вновь отворились, все равно обратно не вернуться…»

  1. Патти Смит. «Just Kids»

«Добиться полной гармонии между твоей верой в замысел и умением его воплотить. Вот состояние души, из которого рождается светлый животворный луч».
«Служение великому искусству — само по себе награда».
«Произведения художника —  это и есть его материальное тело. Тело,  которое не чахнет. Тело, которое люди судить не властны: ведь искусство поет о Боге и, по большому счету, только Ему и принадлежит».

  1. Салман Рушди. «Земля под ее ногами»

«Алхимия музыки — такая же тайна, как математика, вино или любовь. Возможно, мы научились ей у птиц, а может, и нет. Может быть, мы просто существа, вечно ищущие высшего восторга. Его и так незаслуженно мало в нашей жизни, которая, согласитесь, до боли несовершенна. Песня превращает ее во что-то иное. Песня открывает нам мир, достойный наших устремлений, она показывает нам, какими мы могли бы стать, если бы нас в него допустили».
«Внутри нас живет вера в то, что мы не хуже звезд».

  1. Константин Паустовский. «Золотая роза»

«Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, – все это крупинки золотой пыли».
«Стараемся, – ответил художник. – Если это мимолетное не застанет нас врасплох, как сейчас. В сущности говоря, художник никогда не должен расставаться с красками, холстом и кистью. Вам лучше, писателям. Вы эти краски носите в памяти. Смотрите, как все это быстро меняется. Ишь как лес пышет то светом, то темнотой!»

30.  Рэй Брэдбери. «Дзен в искусстве написания книг»  

«Мы никогда не простаиваем без дела. Мы — чаши, которые наполняются постоянно, без лишнего шума. Фокус в том, чтобы понять, как наклонить эту чашу и излить в мир красоту».
«Нужно опьяняться и насыщаться творчеством, и реальность не сможет тебя уничтожить».
«Писательство — это вопрос выживания. Как, разумеется, и любое искусство, любая хорошо сделанная работа. Для многих из нас не писать — все равно что умереть».

  1. Стивен Кинг. «Как писать книги»

«Писательство – работа одинокая. И если есть кто-то, кто в тебя верит, –  это уже очень много. Тому, кто верит, не надо произносить речей. Он верит – этого достаточно».
«Кто-то – хоть убей – не могу вспомнить кто – когда-то написал, что все романы писателя – это письма, написанные одному  человеку».

32.  Дина Рубина. «Одинокий пишущий человек» 

«Ради правды, художественной правды, он без тени сомнения пойдёт на чудовищный обман. И потому все мы – люди тяжёлые и эгоистичные, душевно одинокие люди, погружённые в себя и в свою работу. Поневоле угнетающие тех, с кем живём.
Но мы и самые счастливые из живущих существ: ведь только в наших силах воссоздать своё время, остановить мгновение, творить миры, вдыхая жизнь и вливая кровь в призрачных гомункулов. И в работе своей – любить, ненавидеть, сострадать, переживать бурю страстей, не выходя за порог своего кабинета. Иными словами, нам дано проживать десятки, а то и сотни жизней».

33. Чак Паланик. «На затравку»

«Не пишите так, чтобы нравиться людям, пишите так, чтобы вас запомнили».
«Жить внутри своих героев – это возможность хоть ненадолго отдохнуть от самих себя. Однако будем смотреть правде в лицо: от себя не убежишь».
«Хорошая история способна погрузить в потрясенную тишину целый зал. А отличная история заставляет нас припоминать похожие истории из собственной жизни и, таким образом, объединяет людей».
«Литература предлагает людям новый образ жизни, с новыми ценностями, которые оказываются полезнее старых».
«Но за одним финалом всегда следует другой. Вдруг наши гнев и страх безосновательны и напрасны? Вдруг события разворачиваются так, чтобы рано или поздно привести нас к радости, о которой мы не могли даже помыслить? Пожалуйста, подумайте над тем, чтобы сделать свой следующий финал счастливым».

34. Дэвид Митчелл «Утопия Авеню»

«Творчество – лес, в котором переплетаются еле заметные тропы, скрываются ловушки и тупики, неразрешенные аккорды, несовместимые слова, неподатливые рифмы. В нем можно блуждать долгие часы. И даже целые дни».
«Разобщенность – иллюзия, то, что делаешь с другими, делаешь с самим собой».
«Мы – те, кем мы себя делаем сами».


35. Дэвид Линч «Поймать большую рыбу»

«Медитация ведет вас к океану. Это океан чистого сознания, океан чистой осознанности. Но он знаком вам, это вы. Погружаясь, вы испытываете счастье, которое сродни не опьяняющей эйфории, а настоящей красоте. Океан чистого сознания носит собственное название, Атман, или Суть.
«Познай самое себя».
Как же это сделать?
Нельзя познать себя, заглянув в зеркало. Нельзя познать себя, сев и поговорив с самим собой. Но внутри – внутри есть масса возможностей.
Поэтому жизнь художника – это время. Время, когда рождаются хорошие вещи».

Дэвид Линч пишет о своем творчестве сквозь призму самопознания, и в книге поклонники найдут массу ответов на собственные вопросы о его загадочных кинокартинах.

36. Флориан Иллиес. Любовь в эпоху ненависти. Хроника одного чувства, 1929-1939

«На самом деле фантазия в сочетании с половым инстинктом была одним из важнейших рычагов, поднявших человеческий род над животными. Такие виды творчества, как музыка, живопись, поэзия, танец, любовь и даже религия родились из этого соединения полового инстинкта и фантазии».

37. Мария Корелли. «Скорбь Сатаны»

«Ваша книга не истекает из внутреннего искреннего убеждения, и в этом лежит тайна вашей неудачи. Каждый читатель ясно видит, что вы не верите тому, что пишете, а труба бессмертной славы звучит лишь для искренних писателей».

 


В БИБЛИОТЕКУ

Мои книги | Подписаться на новости | Архив писем | Поблагодарить
close
Поделиться:

2 комментария

Людмила
Очень полезная информация. К месту поразмыслить.
Марго Па
Спасибо, рада быть полезной)

Добавить комментарий